Как социализировать щенка

Опубликовано 23 февраля, 2019 в Щенок

Вы наверняка не раз слышали это слово и наверняка не знаете точно, что именно оно означает. На тему социализации ведутся жаркие споры, в которых можно услышать самые разные мнения на этот счет: от «социализация вообще не нужна» (обычно от спортсменов, у которых несколько собак) до «нужно знакомиться с каждой встреченной собакой и человеком» (обычно от рядовых владельцев собак). Так как же разобраться во всем этом многообразии точек зрения и понять, что же такое эта социализация и нужна ли она вашему щенку?

Если говорить простыми словами, социализация – это усвоение того, что в этом мире является нормальным. Как выглядят нормальные вещи, как они себя ведут, как происходят нормальные взаимодействия. В природе нормальность (обычность, привычность) является синонимом безопасности. Если щенок десять раз встретил майского жука, и тот его не ранил и не убил, значит, майский жук нормален и безопасен – в будущем можно не обращать на него никакого внимания. Если щенок попытался забрать у мамы косточку, она на него зарычала, а потом страшно клацнула зубами, значит, рычание небезопасно и на него нужно обращать внимание. В природе все устроено таким образом, что во время периода социализации родители оберегают щенка от опасностей (или ясно обозначают их опасность), и он имеет возможность познакомиться только с безопасными вещами (которые впредь будет считать нормальными). В этот период действует своеобразная «презумпция безопасности»: все новое безопасно, пока не доказано обратное. А когда период социализации заканчивается и родители плавно перестают оберегать щенка, эта «презумпция безопасности» сменяется на «презумпцию опасности»: все новое опасно, пока не доказано обратное. По-научному она именуется неофобией, боязнью нового. Неофобия – это важный механизм выживания. Если ты впервые в своей жизни встречаешь тигра, то лучше посчитать его по умолчанию опасным и убежать, чем посчитать его по умолчанию безопасным и стать его обедом. С окончанием периода социализации щенок начинает опасаться всего нового, с чем он не познакомился во время периода социализации.

У нас тоже есть период социализации, хотя он имеет более размытые и растянутые границы, нежели у собак. Точно так же мы обучаемся тому, что нормально в этом мире, а что ненормально («странно»). Например, в детстве мы не часто видим, чтобы другие люди шли-шли и вдруг ложились на спину асфальт, поэтому, будучи уже взрослыми, увидев такого человека, мы посчитаем его «странным» и насторожимся. А если бы мы в детстве каждую неделю видели таких людей (и наши родители не называли их «странными», т.е. опасными), то и взрослые мы бы не обращали на таких людей никакого внимания. Ну устал человек, отдохнуть прилег, что такого.

Знанием о возрастной периодизации развития щенков мы обязаны ученым Джону Скотту и Джону Фуллеру, чье масштабное исследование середины прошлого века дало нам ответы на многие важные вопросы. Согласно им, период социализации длится с 20 по 84 день (с 3 недель до 3 месяцев) и подразделяется на два подпериода: первичную внутривидовую социализацию (с 3 до 7 недель) и вторичную межвидовую социализацию (с 5-7 недель до 3-4.5 месяцев).

Под первичной социализацией подразумевается освоение собачьего языка и правил общения с сородичами, которым щенок обучается благодаря матери и однопометникам (а по возможности, и другим взрослым собакам в доме). Именно по этой причине не рекомендуется забирать щенка в новый дом раньше 7-8 недель: он может не успеть освоить все тонкости общения с другими собаками, из-за чего в будущем иметь проблемы с коммуникацией (конфликты).

Вторичная социализация подразумевает знакомство щенка с людьми, другими животными и окружающим миром (видами, звуками, ощущениями).

Здесь важно отметить, что период социализации является т.н. сензитивным периодом, т.е. периодом повышенной восприимчивости. Это означает, что обучение конкретным вещам происходит в этот период быстро и легко, а вне этого периода долго и сложно (и чем дальше, тем дольше и сложнее).

Например, у детей сензитивный период для речи – 1 год: в этом возрасте дети обучаются говорить быстро и легко. Это не значит, что если до 3 лет он не говорил, то его уже не научить; это значит, что в 3 года научить его говорить будет гораздо сложнее. А в 14 лет научить речи будет уже практически невозможно («дети-Маугли»).

Так же и у собак. До 3 месяцев щенки запоминают безопасные вещи быстро и легко, до 4.5 месяцев уже намного сложнее, а после этого возраста все тяжелее и тяжелее. Например, к тому, к чему 3-месячный щенок привыкнет за 2 часа, годовалый щенок привыкнет за 2 недели, а 3-летняя собака – за 2 месяца. Знакомьте щенка с тем, с чем ему придется сталкиваться в дальнейшем, как можно раньше!

Какие ошибки можно совершить в процессе социализации?

Первая ошибка – не социализировать щенка. При этом нужно признать, что есть щенки, которым социализация действительно не нужна. Это щенки с «крепкой» психикой. Проблема в том, что таких щенков очень мало и они являются результатом специального, чаще рабочего, разведения. Тренеры, говорящие о ненужности социализации, скорее всего, являются владельцами именно таких щенков. Вы, скорее всего, владельцем такого щенка не являетесь. Гарантией «крепкой» психики у щенка является наличие «крепкой» психики у обоих родителей, поскольку «слабая» психика является доминантным признаком: если хотя бы один из родителей обладает «слабой» психикой, по крайней мере часть его потомства будет такой же. Такое разведение сопряжено с высокими требованиями и жесткой выбраковкой. В обычном же шоу-разведении, где во главе угла стоит внешность, производителями зачастую становятся собаки с явными проблемами поведения и/или «слабой» психикой. Если Вы не знаете наверняка, что у обоих родителей Вашего щенка «крепкая» психика, считайте, что у него «слабая» психика, и социализируйте его. Если Вы проведете «лишнюю» социализацию у «крепкого» щенка, хуже от этого ему не станет, но если Вы не социализируете «слабого» щенка, это будет катастрофа (возможно развитие страхов и агрессии, вплоть до невозможности комфортно жить с такой собакой).

Также о ненужности социализации говорят люди, которые не осознают, что на самом деле они активно социализируют своих щенков. Например, в их доме часто бывают гости (и взрослые, и дети), они берут с собой щенка на разные мероприятия и в разные места (соревнования, выставки, городские праздники), а в доме могут проживать другие собаки, с которыми щенок регулярно играет. Конечно им не нужна какая-то особенная отдельная социализация! Что они упускают из виду, так это то, что не все хозяева щенков ведут столь же насыщенную жизнь и что они вкладывают в слова «социализация не нужна» иной смысл. Социализация нужна. Независимо от того, как Вы ее называете: социализацией или обычной жизнью.

Вторая ошибка – знакомиться с каждой встреченной собакой и/или человеком. Сюда же относится приводить щенка каждый вечер на общий выгул и забывать о нем на часок, пока он бегает с другими собаками, а Вы общаетесь с другими хозяевами. Не забывайте, что социализация в первую очередь – усвоение правил взаимодействия с окружающим миром. Каким правилам Вы учите своего щенка? Что он будет делать, став уже взрослым? Бежать к каждой увиденной на улице собаке и/или человеку? Забывать о существовании хозяина, играя с другими собаками? Игнорировать его команды в присутствии других собак (у этого, кстати, даже термин есть – «выученное непослушание»)? Задумайтесь, чему Вы учите своего щенка под эгидой социализации!

Третья ошибка – «насильная» социализация. Надо социализировать – значит, надо социализировать, и не важно, что щенок при этом, поджав хвост, прячется за Вас. Или, может, Вы тянете его за поводок к собаке/машине/лестнице, приговаривая «не бойся, все хорошо»? Так вот, это НЕ социализация! Социализация – это запоминание, какие вещи и явления безопасны. Если щенок испытывает негативные эмоции, связанные с предметом, он уже не считает его безопасным и совершенно определенно не хочет к нему приближаться. Если на Вас замахнется ножом незнакомый мужик, Вы испугаетесь и посчитаете его опасным. И уж тем более Вы не захотите к нему приблизиться, даже под уверения друга «да не бойся, он так играет; он тебя не тронет». Вот лично я точно не захочу проверять, тронет он меня или нет. И еще меньше Вы оцените попытки друга подтащить Вас за рукав поближе к этому «доброму и не страшному» мужику, чтобы Вы убедились, какой он добрый и не страшный.

Четвертая ошибка – социализировать и расслабиться. До 4 месяцев Вы знакомите щенка с кучей людей, животных, мест и звуков, после чего с чувством выполненного долга расслабляетесь и продолжаете вести свою обычную жизнь. В английском есть выражение Use it or lose it (Используй или потеряй) – если какой-то навык или знание не используются, мозг их попросту забывает. Зачем хранить ненужную информацию? Точно так же, как Вы забываете выученные в школе стихотворения и математические формулы, если не повторяете их регулярно, собака со временем забывает опыт социализации.

Я сама попала в такую ловушку с Гансом, социализируя его с черепахами. В 6 месяцев черепаха могла ползать по нему, спокойно лежащему на боку. Я поставила мысленно галочку и прекратила доставать черепах. Каково же было мое удивление, когда в 3 года я положила рядом с Гансом черепаху и он вскочил как ошпаренный и шарахнулся в сторону! Двух месяцев социализации с черепахами как ни бывало.

Как правильно социализировать щенка?

Во-первых, нужно помнить, что социализация – это всегда положительный опыт (в крайнем случае нейтральный). Если щенок демонстрирует признаки страха или стресса, ни о какой социализации не может идти речи. Он наоборот учится бояться этих вещей. К счастью, маленькие щенки способны легко преодолевать свой страх (в силу высокого любопытства): им для этого нужно лишь время. Это значит, что не нужно форсировать события: не нужно тянуть его за поводок, подбадривать уговорами или приманивать лакомством. Не давите на него. Позвольте ему двигаться с его собственной скоростью. Тогда его опыт будет гарантированно позитивным (с приятным бонусом в виде умения преодолевать страх).

Лакомства в процессе социализации – это хорошо. Но только если правильно их использовать. Нельзя приманивать лакомством боящегося щенка, но можно (и нужно) награждать его лакомством за смелость. В чем разница? Предположим, щенок боится ступенек. Вы маните его кусочком, который он очень хочет съесть, он поднимается несколько ступеней, съедает кусочек – и обнаруживает себя посреди страшной лестницы. Что делать? Паника, ужас! Это все равно что друг проведет Вас куда-то с завязанными глазами, потом Вы снимете повязку и обнаружите себя на подвесном мосту над ущельем (а Вы боитесь высоты). И что делать? В какую сторону бежать? И бежать ли? При этом доверие к другу у Вас явно поубавится. Конечно, через несколько десятков таких повторений Вы перестанете бояться этого моста и будете смело по нему ходить, но есть куда более быстрый и эффективный способ. В качестве альтернативы Вы можете просто подождать, пока щенок отважится поставить одну лапку на следующую ступень, и наградить его радостной похвалой и лакомством. Потом подождать следующего шага, который снова наградить. Вы и глазом моргнуть не успеете, как щенок начнет лихо бегать по лестнице туда-сюда. Причиной тому то, что Вы награждаете не столько подъем по ступенькам, сколько проявление храбрости. А Вы уже знаете, что подкрепляемое поведение становится чаще, то есть Ваш щенок с каждым кусочком становится все храбрее и увереннее в себе. Плюс сам факт, что именно щенок контролирует ситуацию (он решает, когда ему сделать следующий шаг, а не Вы), повышает его уверенность в себе и в безопасности ситуации.

Если что-то напугало щенка (машина, большая собака, черный пакет), отойдите от этого предмета на такое расстояние, на котором щенок снова будет чувствовать себя спокойно и уверенно, и позвольте ему преодолеть свой страх, приближаясь к «страшному» объекту на комфортной для него скорости. Социализация – это как раз тот случай, когда тише едешь – дальше будешь.

Во-вторых, не забывайте, что социализация – это обучение правилам взаимодействия с окружающим миром. Как щенок ведет себя с Вами, другими людьми и собаками в период социализации, так же он будет вести себя и взрослым. Если сейчас он подходит обнюхаться к каждой встреченной собаке, то и в будущем он будет делать так же (здравствуйте, проблемы «моя собака рвется к другим собакам» и «моя собака бросается на других собак»). Если сейчас он не общается с Вами в присутствии других собак (на выгуле), то и в будущем при других собаках Вы будете переставать для него существовать. Социализация – лучшее время для обучения щенка тому поведению, которое Вы хотите видеть у него в будущем.

Социализация – это положительный опыт, а не близкий физический контакт. Сидеть рядом с хозяином, поглядывать на него и получать вкусняшки, когда мимо проходит другая собака, – это тоже социализация. Так Вы учите щенка хорошим манерам: «когда ты видишь другую собаку, будь со мной и посматривай на меня; это здорово!» Играть со своим щенком в перетяжки или учить новые трюки на выгуле, когда вокруг бегают другие собаки, – это тоже социализация. Так Вы учите его, что в присутствии других собак Вы не перестаете существовать, а наоборот, являетесь главным источником удовольствия. В таком случае между Вами и другими собаками он всегда будет выбирать Вас. А уж какое у него будет послушание, если в качестве награды Вы будете использовать разрешение поиграть с другими собаками! Представьте, что мама оторвала Вас от игры с друзьями только для того, чтобы сказать, что Вы можете поиграть с ними еще часочек (а не идти домой есть суп или делать уроки).

В-третьих, помните, что с завершением периода социализации, процесс социализации не заканчивается. Приобретенный опыт нужно поддерживать в течение всей оставшейся жизни. Да, это нужно будет делать не так часто и не так активно, но делать будет нужно. Встречаться с разнообразными людьми и животными, посещать различные места, слышать различные звуки (хотя бы в аудиозаписи), ходить по разным поверхностям и взаимодействовать с разными объектами.

В каком объеме социализировать?

С каким количеством людей, собак, предметов, звуков и мест должен познакомиться щенок в период социализации? Среди специалистов нет единого мнения на этот счет. В целом можно выделить два подхода к социализации: количественный («чем больше, тем лучше») и качественный («лучше меньше, да лучше»). Эти подходы не являются взаимоисключающими, а лишь сообщают о том, на что в условиях ограниченного времени стоит сделать акцент. Лучше пообщаться с 5 разными детьми по 10 минут или с 10 разными детьми по 5 минут?

Йен Данбар говорит, что до 3 месяцев (пока находится на карантине) щенок должен познакомиться со 100 разными людьми, из которых 25 будут мужчины и 25 дети. Причем эти люди должны совершать со щенком манипуляции (удерживать, трогать лапы, смотреть уши и зубы), награждая его лакомством. После 3 месяцев к такой социализации с людьми добавляется социализация с другими собаками (щенками) в рамках щенячьих социализационных групп, где щенки учатся слышать и предпочитать хозяев в присутствии других собак. Про социализацию со звуками, местами или объектами Данбар ничего не говорит, поскольку его программа социализации создана с позиции ветеринара и служит конкретной цели – вырастить неагрессивную к людям и сородичам собаку, которая охотно позволяет производить над собой гигиенические и медицинские манипуляции.

София Йин предлагает программу «100 людей за 100 дней» (начиная с 8-недельного возраста). При этом она отдельно выделяет приучение к манипуляциям (в том числе осуществляемым незнакомцами) и социализацию с другими собаками, животными, звуками, предметами и явлениями. В результате получается чек-лист из порядка 90 пунктов (из них 20 связаны с людьми и столько же с манипуляциями).

Гриша Стюарт (создательница метода В.А.Т.) разделяет качественный подход. По ее мнению, щенок к 12 неделям должен познакомиться с:

  • 12 разными людьми вне семьи (включая женщин, мужчин, детей и стариков, разных рас и национальностей),
  • 12 поверхностями (песок, трава, снег, галька, металлическая решетка и др.),
  • 12 шумами (аудиозаписи грома, фейерверков, детского плача, выстрелов итд),
  • 12 быстро движущимися объектами (машины, велосипеды, ролики, бегуны итд), получая лакомство за спокойствие,
  • поесть из 12 разных «тарелок» (зонт, туннель, пакет, коробка итд).

Она также акцентирует внимание на том, что щенка не надо при этом закармливать лакомствами, а надо позволить спокойно изучить новый объект на комфортной для него скорости (предоставить ему полный контроль над ситуацией).

Я в последнее время больше склоняюсь к качественному подходу, поскольку не раз имела возможность убедиться в том, какой эффект имеет предоставление собаке контроля над ситуацией. Да и не только собаке. Как многие советсткие и постсоветские дети я боюсь лечить зубы. В моем детстве подход у стоматолога был простой – «больно? терпи». Никакого контроля над ситуацией. И никакая награда в конце не была способна изменить это чувство безысходности при нахождении в кресле. Мой нынешний стоматолог разделяет другой подход – «если захочешь остановить процедуру, просто подними большой палец вверх». У меня полный контроль над ситуацией: я решаю, когда начинается процедура, и могу остановить ее в любой момент. Еще ни разу я не использовала этот жест, поскольку уже это ощущение контроля над ситуацией успокаивает и расслабляет. Знание, что ты можешь «соскочить» в любой момент, придает уверенности сделать еще один шажок вперед.

Важно отметить, что ощущение контроля само по себе является подкреплением, то есть, при таком подходе к социализации Вам не нужны будут лакомства. Вам нужно просто позволить щенку начинать и прекращать взаимодействие с объектом тогда, когда он сам этого захочет. Просто и эффективно.

Период социализации – это несколько недель в жизни щенка, за которые он должен познакомиться со всем, что может встретиться ему в будущем, и научиться правилам взаимодействия с этими вещами. Получаемый при этом опыт обязательно должен быть позитивным: только так щенок выучит, что эти предметы и явления ему не угрожают и их не нужно бояться. Если щенок прижимает уши, поджимает хвост, пытается убежать или спрятаться за Вас, отойдите с ним от пугающего объекта подальше и позвольте щенку приблизиться к нему на комфортной для него скорости. И помните, что с окончанием периода социализации процесс социализации не заканчивается: полученный опыт нужно поддерживать на протяжении всей оставшейся жизни. Активная социализация – залог комфортной жизни с воспитанной собакой.

Поделиться ссылкой: