Как легко и быстро решить любую проблему поведения у собаки?

Опубликовано 23 февраля, 2019 в Агрессия, Дрессировка, Поведение, Теория обучения

Собаки обучаются каждую секунду, когда они не спят. Вы можете считать, что обучаете свою собаку навыкам только во время дрессировочных сессий, но в действительности они взаимодействуют с окружающей средой и получают от нее обратную связь постоянно. Я сделал это – в результате произошло то. Они учатся. А поскольку хозяева зачастую не осознают существование этого процесса обучения, учатся они чему-то плохому. Собаки учатся тянуть поводок на прогулке, прыгать на людей на улице, требовать лаем внимание или лакомый кусочек и даже мастерски игнорировать хозяина. Можно ли сделать что-то, чтобы собака не училась всему этому плохому поведению? И можно ли исправить это поведение самостоятельно? Можно.

К счастью, ваша собака может избавиться от вредных привычек столь же легко, сколь приобрести их. Для этого вам нужно знать всего лишь один простой алгоритм. Дело в том, что все обучение (здесь и далее я говорю об активном, оперантном научении) происходит по одной и той же схеме, будь то воровство со стола или движение рядом по команде. Зная эту схему, вы сможете разрушить плохое поведение и заменить его новым хорошим. Что же это за схема?

Речь идет о модели АВС (на русский язык ее можно перевести как модель трех П), лежащей в основе науки под названием поведенческий анализ. Как следует из названия, эта наука анализирует поведение, разбивая его на компоненты, и на основании этого предлагает варианты его изменения. Название модели АВС – это аббревиатура из названий этих компонентов:

А – antecedent – предпосылка
В – behavior – поведение
С – concequence – последствие

У всякого поведения есть предпосылки – все те стимулы, которые имеют место непосредственно перед поведением – можете представить их себе как театральную сцену, на которой разворачивается действие. И у всякого поведения есть последствия – то, что происходит непосредственно (в течение пары секунд) за поведением. Именно последствия определяют ту частоту и интенсивность, с которой происходит поведение. Если последствия желательные (подкрепление), то собака будет стремиться повторять это поведение снова и снова. Если нежелательные (наказание), то собака будет повторять это поведение все реже, а то и вовсе никогда.

Помните: (не-)желательность последствий определяется самой собакой (частотой ее поведения), а не вашими представлениями: если вы ругаете собаку за прыжки на вас, а она продолжает прыгать, ваша ругань является подкреплением для поведения напрыгивания (хотя вы считаете иначе).

Как решать проблемы поведения с помощью модели АВС? Очень просто. Вы берете проблемное поведение и разбиваете его на составные части: предпосылки (сцену), само поведение и его последствия (что следует сразу за поведением). Внося изменения в каждый из этих компонентов, вы будете менять и поведение. Таким образом, у вас будет минимум 3 варианта решения проблемного поведения – выбирайте любой на свой вкус.

Давайте рассмотрим, как выглядит применение модели АВС на практике с помощью нескольких примеров:

1) Собака тянет на поводке на прогулке

А – собака находится на поводке
В – собака натягивает поводок
С – собака движется вперед (гуляет)

Какие варианты решения проблемы предлагает нам эта модель? Первое – спустить собаку с поводка (изменить предпосылки). Если собака не будет находиться на поводке, она не сможет его натягивать. (Я уже сказала, что не все варианты будут одинаково хороши?) Второе – прекращать движение вперед в тот же момент (а не спустя 2 секунды!), когда натянется поводок (изменить последствия). Или изменить последствия на нежелательные (бить ее током и орать матом при каждом натяжении). И третье – мы можем изменить само поведение, оставив те же последствия: двигаться вперед, когда собака находится на провисшем поводке.

2) Собака лает для привлечения внимания

А – собака находится в одном помещении с человеком, человек не обращает на собаку внимания
В – собака лает
С – человек обращает на нее внимание (“Ну что ты хочешь?”, “Тихо”, “Заткнись!”, “На вот возьми игрушку, только замолчи” и другие варианты)

Как мы можем изменить предпосылки? Мы можем закрыть собаку в другой комнате (если она будет лаять, то по другой причине, и это проблему так же можно решить через модель АВС) или человек может заниматься с ней чем-то (зачем ей привлекать внимание, которое у нее уже есть?). Мы можем изменить само поведение – дать собаке какое-то задание (головоломку, посадить на выдержку, награждать молчание) и в процессе уделять ей внимание. Или мы можем изменить последствия – не обращать на собаку внимание, когда она лает. Совсем. Никакого. Можно даже встать и уйти в другую комнату. Или мы можем изменить последствия на нежелательные, например, гудеть пароходным гудком сразу после первого “гав” (вас же не сильно волнует мнение и психическое здоровье соседей?)

3) Собака бросается с лаем на сородичей на прогулке

А – собака находится на поводке, вы находитесь рядом с ней; незнакомая собака оказывается на расстоянии 5 метров (или ближе) от вашей; незнакомая собака идет прямо на вашу; незнакомая собака лает
В – ваша собака лает и бросается на незнакомую
С – дистанция между вашей собакой и незнакомой увеличивается (вы уводите свою собаку и/или тот хозяин уводит свою)

Я специально перечислила несколько предпосылок. На деле их гораздо больше: некоторые могут иметь значение, другие нет – можно изменять каждую и смотреть, как изменится поведение. Например, можно спустить собаку с поводка: у одних собак это решит проблему лая/бросков, у других нет (помните о безопасности и об уважении к окружающим!). Можно держаться от других собак на расстоянии больше 5 метров, и лая/бросков не будет. Можно изменить поведение – награждать собаку увеличением дистанции за “хорошее” поведение (отворот головы, сидение, взгляд в глаза). Это решение лежит в основе методики ВАТ. Можно изменить последствия – все участники процесса остаются на своих местах, пока ваша собака лает/бросается (это уже методика САТ) или ввести нежелательные последствия (можно, но не нужно!).

Обратите внимание, что я сейчас говорю только об оперантном научении. В проблемах поведения, связанных со страхами и агрессией, очень сильно влияние ассоциативного научения. Поэтому варианты решения, подразумевающие нежелательные последствия для собаки, могут привести к крайне нежелательным последствиям и для ее хозяина. Наказание для решения проблем НЕ должно применяться теми, кто НЕ знает всех побочных эффектов наказания и того, как их нивелировать.

Решая проблемы поведения согласно модели АВС, помните о мотивации – движущей силе любого поведения. Если у вашей собаки высокая мотивация к получению внимания от вас и она его объективно недополучает (ваше взаимодействие с ней сводится к 2 часам прогулок, уткнувшись в смартфон), игнорирование ее в качестве нежелательного последствия не приведет ни к какому результату. Потому что ее мотивация к осуществлению поведения будет сильнее страха перед последствиями. Гораздо эффективней в таком случае будет награждать вниманием (подкреплять) альтернативное “хорошее” поведение, а не наказывать игнором “плохое”. То же касается проблемы подбирания с земли: если мотивация к осуществлению сильна (например, собака испытывает чувство голода из-за паразитов, плохого корма или болезни), даже сильное наказание не сможет решить проблему.

Решать проблемы поведения своей собаки легко и эффективно под силу каждому. Нужно лишь разложить эту проблему на составные части и изменить один из ее компонентов. Таким образом можно избавиться от большинства дурных собачьих привычек, с которыми владельцы обычно сталкиваются в быту. Если изменение предпосылок и последствий не приводит к желаемому результату, подумайте, правильно ли вы их определили. Если вы испытываете трудности при решении проблем поведения с помощью модели АВС или имеете дело со сложной проблемой вроде страха или агрессии, обратитесь к специалисту. Помните, что безопасность вас, собаки и окружающих всегда стоит на первом месте!

Поделиться ссылкой: