Реактивный хозяин – проблемная собака

Опубликовано 23 февраля, 2019 в Агрессия, Дрессировка, Поведение, Психология, Щенок

Наша культура воспитания собак, детей и друг друга основана на реактивном подходе. Мы ждем, пока другой совершит ошибку, и указываем ему на нее. Ребенок рисует ручкой на обоях – в комнату вбегает мама и начинает кричать. Щенок делает лужу на ковер – хозяин шлепает его свернутой газетой. Муж пропивает последние деньги – жена устраивает ему разнос. А разве может быть иначе?

Может. Проактивный подход к обучению подразумевает недопущение ситуаций, в которых человек или животное могут совершить ошибку. Если посадить ребенка рядом с собой и дать ему бумагу и краски, он не пойдет рисовать на обоях. Если посадить щенка в манеж, он не нагадит на ковер. Если забрать у мужа оставшиеся деньги, он их не пропьет, и будет на что жить до следующей зарплаты.

Итак, предлагаю вашему вниманию 3 довода, почему вам стоит сменить реактивный подход к обучению на проактивный.

1. “Бывших алкоголиков не бывает”

Бывших зооагрессоров тоже. Нельзя разучиться тому, чему однажды научился. Научившись кататься на велосипеде в детстве, вы можете 40 лет на нем не кататься, а потом сесть и поехать. Если собака однажды своровала со стола, это знание останется с ней навсегда. Если собака однажды залаяла, и “страшный человек” ушел, она выучила, что лай может прогнать угрозу. Нельзя заставить ее забыть это поведение, его можно только перекрыть альтернативным. Однажды вы научились ползать, но потом начали ходить и ползать перестали. Однако, если случится что-то (вроде сильного алкогольного опьянения), что помешает вам ходить, вы воспользуетесь старым навыком и поползете. Точно так же агрессивные собаки. Даже если уже 10 лет она ведет себя хорошо, это не дает гарантии, что не произойдет что-то, что заставит ее обратиться к старому поведению.

2. “Старую собаку не научить новым трюкам”

Конечно же, ее можно им научить! Но гораздо сложнее, чем молодую. Если человек или животное не научились чему-то в детстве, шанс того, что они научатся этому во взрослой жизни, с каждым годом уменьшается. Вот уже 7 лет подряд раз в год я решаю научиться кататься на коньках. Заканчивается это истерикой через 30 минут на катке, потому что “ничего не получается!”, и паузой в год. Более того, если вы половину жизни прекрасно прожили без чего-то, вы не видите смысла в обучении этому. Моя мама упорно отказывается учиться пользоваться скайпом и интернетом: зачем? у нее есть телефон и я. Точно так же собаки. Если щенок не научился чему-то до года-двух, ему и в голову не придет научиться этому после. Конечно, если вы сами его к этому не подтолкнете. Ганс даже не догадывается, что он может просто вытянуть шею и стащить со стола кусок мяса.

3. “Практика делает совершенным”

Совершая действие из раза в раз, вы закрепляете его в своей мышечной памяти. Даже если оно имеет негативные последствия. Это как раскатывать ледяную горку: с каждым разом по ней становится все легче ехать. Вы когда-нибудь ошибались в имени другого человека? Например, вы называете человека Васей, и он поправляет вас: “Ваня”. Вы извиняетесь, проходит время и вам нужно снова к нему обратиться. Ой! Вы помните, что в прошлый раз ошиблись. Но какое же имя было правильным? С высокой вероятностью вы снова назовете его Васей. Поведение всегда скатывается по самой накатанной ледяной горке. Осуществление нежелательного поведения с каждым разом делает его повторение более вероятным в будущем. Не позволяйте собаке раскатывать “плохую” горку.

Как вы можете видеть, реактивный подход, использующий наказание за нежелательное поведение, не очень эффективен в борьбе с оным: собака все равно выучивает дурные привычки и рискует вернуться к ним в любой момент. Поэтому, если вы не хотите, чтобы собака (ребенок, коллега..) не научилась плохому, просто не позволяйте ей этому научиться.

Поделиться ссылкой: