Блог

Поведенческий анализ: как решить любую проблему поведения

Дрессировка Проблемы Теория научения
Собаки обучаются каждую секунду, когда они не спят. Вы можете считать, что обучаете свою собаку навыкам только во время дрессировочных сессий, но в действительности они взаимодействуют с окружающей средой и получают от нее обратную связь постоянно. Я сделал это – в результате произошло то. Они учатся. А поскольку хозяева зачастую не осознают существование этого процесса обучения, учатся они чему-то плохому. Собаки учатся тянуть поводок на прогулке, прыгать на людей на улице, требовать лаем внимание или лакомый кусочек и даже мастерски игнорировать хозяина. Можно ли сделать что-то, чтобы собака не училась всему этому плохому поведению? И можно ли исправить это поведение самостоятельно? Можно.

К счастью, ваша собака может избавиться от вредных привычек столь же легко, сколь приобрести их. Для этого вам нужно знать всего лишь один простой алгоритм. Дело в том, что все обучение (здесь и далее я говорю об активном, оперантном научении) происходит по одной и той же схеме, будь то воровство со стола или движение рядом по команде. Зная эту схему, вы сможете разрушить плохое поведение и заменить его новым хорошим. Что же это за схема?


Речь идет о модели АВС (на русский язык ее можно перевести как модель трех П), лежащей в основе науки под названием поведенческий анализ. Как следует из названия, эта наука анализирует поведение, разбивая его на компоненты, и на основании этого предлагает варианты его изменения. Название модели АВС – это аббревиатура из названий этих компонентов:

А – antecedent – предпосылка
В – behavior – поведение
С – concequence – последствие

У всякого поведения есть предпосылки – все те стимулы, которые имеют место непосредственно перед поведением – можете представить их себе как театральную сцену, на которой разворачивается действие. И у всякого поведения есть последствия – то, что происходит непосредственно (в течение пары секунд) за поведением. Именно последствия определяют ту частоту и интенсивность, с которой происходит поведение. Если последствия желательные (подкрепление), то собака будет стремиться повторять это поведение снова и снова. Если нежелательные (наказание), то собака будет повторять это поведение все реже, а то и вовсе никогда.

Помните: (не-)желательность последствий определяется самой собакой (частотой ее поведения), а не вашими представлениями: если вы ругаете собаку за прыжки на вас, а она продолжает прыгать, ваша ругань является подкреплением для поведения напрыгивания (хотя вы считаете иначе).



Как решать проблемы поведения с помощью модели АВС? Очень просто. Вы берете проблемное поведение и разбиваете его на составные части: предпосылки (сцену), само поведение и его последствия (что следует сразу за поведением). Внося изменения в каждый из этих компонентов, вы будете менять и поведение. Таким образом, у вас будет минимум 3 варианта решения проблемного поведения – выбирайте любой на свой вкус.


Давайте рассмотрим, как выглядит применение модели АВС на практике с помощью нескольких примеров:

1) Собака тянет на поводке на прогулке

А – собака находится на поводке
В – собака натягивает поводок
С – собака движется вперед (гуляет)

Какие варианты решения проблемы предлагает нам эта модель? Первое – спустить собаку с поводка (изменить предпосылки). Если собака не будет находиться на поводке, она не сможет его натягивать. (Я уже сказала, что не все варианты будут одинаково хороши?) Второе – прекращать движение вперед в тот же момент (а не спустя 2 секунды!), когда натянется поводок (изменить последствия). Или изменить последствия на нежелательные (бить ее током и орать матом при каждом натяжении). И третье – мы можем изменить само поведение, оставив те же последствия: двигаться вперед, когда собака находится на провисшем поводке.


2) Собака лает для привлечения внимания

А – собака находится в одном помещении с человеком, человек не обращает на собаку внимания
В – собака лает
С – человек обращает на нее внимание (“Ну что ты хочешь?”, “Тихо”, “Заткнись!”, “На вот возьми игрушку, только замолчи” и другие варианты)

Как мы можем изменить предпосылки? Мы можем закрыть собаку в другой комнате (если она будет лаять, то по другой причине, и это проблему так же можно решить через модель АВС) или человек может заниматься с ней чем-то (зачем ей привлекать внимание, которое у нее уже есть?). Мы можем изменить само поведение – дать собаке какое-то задание (головоломку, посадить на выдержку, награждать молчание) и в процессе уделять ей внимание. Или мы можем изменить последствия – не обращать на собаку внимание, когда она лает. Совсем. Никакого. Можно даже встать и уйти в другую комнату. Или мы можем изменить последствия на нежелательные, например, гудеть пароходным гудком сразу после первого “гав” (вас же не сильно волнует мнение и психическое здоровье соседей?)


3) Собака бросается с лаем на сородичей на прогулке

А – собака находится на поводке, вы находитесь рядом с ней; незнакомая собака оказывается на расстоянии 5 метров (или ближе) от вашей; незнакомая собака идет прямо на вашу; незнакомая собака лает
В – ваша собака лает и бросается на незнакомую
С – дистанция между вашей собакой и незнакомой увеличивается (вы уводите свою собаку и/или тот хозяин уводит свою)



Я специально перечислила несколько предпосылок. На деле их гораздо больше: некоторые могут иметь значение, другие нет – можно изменять каждую и смотреть, как изменится поведение. Например, можно спустить собаку с поводка: у одних собак это решит проблему лая/бросков, у других нет (помните о безопасности и об уважении к окружающим!). Можно держаться от других собак на расстоянии больше 5 метров, и лая/бросков не будет. Можно изменить поведение – награждать собаку увеличением дистанции за “хорошее” поведение (отворот головы, сидение, взгляд в глаза). Это решение лежит в основе методики ВАТ. Можно изменить последствия – все участники процесса остаются на своих местах, пока ваша собака лает/бросается (это уже методика САТ) или ввести нежелательные последствия (можно, но не нужно!).

Обратите внимание, что я сейчас говорю только об оперантном научении. В проблемах поведения, связанных со страхами и агрессией, очень сильно влияние ассоциативного научения. Поэтому варианты решения, подразумевающие нежелательные последствия для собаки, могут привести к крайне нежелательным последствиям и для ее хозяина. Наказание для решения проблем НЕ должно применяться теми, кто НЕ знает всех побочных эффектов наказания и того, как их нивелировать.

Решая проблемы поведения согласно модели АВС, помните о мотивации – движущей силе любого поведения. Если у вашей собаки высокая мотивация к получению внимания от вас и она его объективно недополучает (ваше взаимодействие с ней сводится к 2 часам прогулок, уткнувшись в смартфон), игнорирование ее в качестве нежелательного последствия не приведет ни к какому результату. Потому что ее мотивация к осуществлению поведения будет сильнее страха перед последствиями. Гораздо эффективней в таком случае будет награждать вниманием (подкреплять) альтернативное “хорошее” поведение, а не наказывать игнором “плохое”. То же касается проблемы подбирания с земли: если мотивация к осуществлению сильна (например, собака испытывает чувство голода из-за паразитов, плохого корма или болезни), даже сильное наказание не сможет решить проблему.

Решать проблемы поведения своей собаки легко и эффективно под силу каждому. Нужно лишь разложить эту проблему на составные части и изменить один из ее компонентов. Таким образом можно избавиться от большинства дурных собачьих привычек, с которыми владельцы обычно сталкиваются в быту. Если изменение предпосылок и последствий не приводит к желаемому результату, подумайте, правильно ли вы их определили. Если вы испытываете трудности при решении проблем поведения с помощью модели АВС или имеете дело со сложной проблемой вроде страха или агрессии, обратитесь к специалисту. Помните, что безопасность вас, собаки и окружающих всегда стоит на первом месте!