“Что в действительности является предметом дрессировки? Чтобы собака делала только то, что мы считаем удобным или полезным, и воздерживалась от того, что неудобно или вредно для нас. Это требование невозможно полностью примирить с тем, что приемлемо или выгодно для собаки…
…Только когда собака усвоит, что принятие или отвержение, неприятные сами по себе, конкретных действий будут ей выгодны, можно продолжать дрессировку на здоровой основе. Таков предмет принуждения”. (Most, pp 24-25)
“Журналы возвеличили болтовню “собачьих психологов”, которые лишают собаку права, данного ей от рождения, которое она разделяет со всеми Божьими творениями: права на последствия своих собственных действий…
…Выразительности и ясности всегда будет больше в контрасте между наказанием и наградой, чем в технике “только хорошее” и, если они подчинились, “еще больше хорошего”. И всегда больше смысла и осознанности в жизни, которая знает последствия как благоприятных, так и неблагоприятных действий. Так что, давайте не будем лишать собаку ее привилегии испытывать последствия правильного и неправильного или, если быть точнее, наказания наряду с похвалой”. (Koehler, p 21)
“Вопреки скептицизму, который в последние два века стал практически синонимом философии, Кёлер придерживается мнения, что получение абсолютного послушания от собаки – и он имеет в виду, абсолютного – наделяет собаку благородством, характером и достоинством”. (Hearne, р 41)
“… Волк и собака имеют поразительные сходства. Оба врожденно ориентированы на стаю и предпочитают не быть изолированными на продолжительные периоды времени. … Оба отзываются на лидерство со стороны “Альфа-фигуры”, к которой они обращаются за приказами и указаниями”. (Monks, р 12)
“поскольку мы в ходе одомашнивания лишили собаку ее обычной стайной жизни, собака приняла нас в качестве ее новой стаи. Собака воспринимает людей, с которыми она живет, как товарищей по стае. Как только собака поймет это, она сможет понять дрессировочные методы, которые, включая собаку в стаю, понижают ее в порядке клевания”. (Monks, р 13, курсив автора статьи)
“В стае молодых собак происходят ожесточенные столкновения, чтобы решить, какое положение в стае они занимают. И в стае, состоящей из людей и собак, остро собачье соревнование за значимость в глазах дрессировщика. … Как и в собачьей стае, иерархический порядок в комбинации человек-собака может быть установлен только физической силой, то есть, в ходе настоящей борьбы, в которой человек постоянно будет побеждать. Такого результата можно достичь, только убедив собаку в абсолютном физическом превосходстве человека. В противном случае собака будет лидировать, а человек следовать за ней. Если собака покажет малейший признак бунта против своего дрессировщика или вожака, физическое превосходство человека в качестве вожака стаи должно быть незамедлительно выражено в наиболее недвусмысленной манере”. (Most, р 35)
“Если собака взбунтуется против своего дрессировщика, мгновенное обращение к жесткому принуждению необходимо… Ибо, каждый раз, как собака обнаружит, что ее не сразу подчиняют себе, собачий инстинкт соревнования будет увеличиваться, а инстинкт подчинения будет ослабевать. Однако, одной из целей дрессировки является внедрение обратного состояния”. (Most, pp. 35-36)
“В целом, внутривидовая агрессия обеспечивает функцию уравновешивания и увеличения дистанции в пространстве и в процессах социальной привязанности, но без разрушения дружеских контактов в целом. По существу, ритуализированная внутривидовая агрессия налагает социальный порядок (т.е. создание иерархии доминирования) и территориальные ограничения на взаимодействия между индивидами, принадлежащими к одному виду”. (Lindsay, p. 167)
“Межвидовой агрессией называется агрессивное поведение, направленное против других видов и включающее в себя как наступательные, так и оборонительные элементы. Хотя внутривидовая агрессия чаще всего ассоциируется с конкуренцией между тесно общающимися животными, принадлежащими к одному виду, межвидовая агрессия чаще ассоциируется с самозащитой, например, когда животное-жертва защищает себя от атаки хищника. Отношения собаки с людьми в этом плане весьма запутаны, с демонстрациями как конкурентной, так и самозащитной агрессии в разных ситуациях” (Там же).
“Сказать, что иерархия служит единственной основой социального поведения собак, было бы неправильным. Представлению об иерархии было придано чрезмерное значение. По большей части, собаки живут в относительной гармонии с каждым членом группы, и каждый, как правило, занимается своими делами с явным безразличием к делам остальных”. (Dunbar, p. 85)
“Традиционное представление о взаимодействии между собаками – отношения доминирования/подчинения. Иными словами, когда две собаки встречают друг друга, одна доминирует над другой. Это удобный конструкт для начального анализа, но, опять же, он слишком упрощенный и негибкий, чтобы полностью объяснить сложную ситуацию”. (Dunbar, p. 88)